Создать сайт
Понравился? Нажмите -
@ADVMAKER@

Прогулки - походы с детьми в природу

24.12.2015

Прогулки - походы с детьми на природу

 

В сердце каждого из нас остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, соловьиные трели, разноцветные луга, наполненные звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний  день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Эти памятные картинки согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.

      И ничего этого не будет, если детство будет отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства, забором и строгим распорядком дня в дошкольном учреждении. К сожалению, объединение природной среды не лучший признак нашей сегодняшней жизни.

Человек – часть природы, без взаимодействия с которой развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы  и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Организовать прогулки – походы в городских условиях непросто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе есть скверы, парки, различные зоны отдыха, тихие улочки на окраинах, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута. Социальные объекты, такие, как библиотека, музей, стадион, магазин, почта, также включаются в план путешествий при условии, что дорога к ним будет проходить через зеленую зону города.

Программу ознакомления с природой необходимо продумать так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельности человека.

Прежде, чем отправиться в первое путешествие, нужно продумать общую систему прогулок – походов с перспективой на целый год. Предусмотреть их цели и задачи, содержание, физические нагрузки, связь с другими формами работы.

Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

            Чтобы обеспечить точное и эмоциональное восприятие окружающего, надо отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки; особое внимание обратить на народные приметы.

          В прогулках – походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей.

Примерный план годовых нагрузок при организации прогулок – походов

с детьми старшего дошкольного возраста

 

Нагрузки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Общее расстояние (км)

1,0

1,5

1,5

2,0

2,0

2,5

3,0

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

Продолжительность походов

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

15

мин

15

мин

1 ч

30

 мин

1 ч

45 мин

2 ч

2 ч

30 мин

2 ч

45 мин

2 ч

45 мин

3 ч

            Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха.

            Физические нагрузки необходимы ребенку: они способствуют формированию всех органов и систем, созданию тех резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья.

       Одной из задач прогулок – походов является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей.

          Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только двигательного, но и общего развития. Поэтому во время прогулок – походов предоставим детям возможность полной свободы движений. Уж если им посчастливилось оказаться в лесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук; состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку, подпрыгнув с места или с разбега; перепрыгивают через канавку; бросают шишки, желуди, снежки в дерево, пень или как можно дальше. От взрослых требуется лишь одно – надежная страховка.

           Планируя поход, вполне возможно запрограммировать разные виды движений: пройти в приседе под ветками деревьев, сбежать с горки, преодолеть препятствия, встречающиеся на пути, и т.д.

            Внимание туристическому снаряжению!

           Прогулки – походы с дошкольниками непродолжительны, маршруты не отличаются сложностью, однако и для них нужна специальная экипировка. Рюкзачок за спиной, мягкие кроссовки, туристическая шапочка создают хороший психологический настрой, вносит элемент романтики, без которой поход не поход. Легкая палатка или тент спасут от неожиданного дождя, ветра, зноя. Необходимые предметы нужно подготовить заранее с расчетом на всех детей, определить место хранения этих предметов, уточнить обязанности взрослых по ремонту, гигиенической обработке снаряжения.

        Рюкзаки можно сшить самим из легкой непромокаемой ткани. Пусть они будут небольшими, яркими, с множеством потайных карманов для находок. Рюкзак должен иметь достаточно широкие, регулируемые по длине лямки, под которые пришивают мягкую, толстую подкладку.

         Так же следует приобрети небольшие фляжки для воды и легкие непромокаемые коврики каждому ребенку.

         Чтобы поощрять творчество детей, полезно иногда брать в поход небольшие мольберты для рисования, фломастеры, карандаши.

Полезно иметь и некоторый инвентарь для того, чтобы при необходимости очистить место стоянки, например маленькие складные грабли, лопатку.

            Обязательно иметь медицинскую аптечку.

         «Институтом усовершенствования» называют туризм, потому что он дает человеку знания, развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира. Человек должен как можно раньше испытать радость путешествия, преодолевать как можно больше расстояний. Прогулки – походы закладывают у дошкольников стойкий интерес к туристическим походам в будущем, формируют необходимые навыки.

            Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности.

            Хорошее настроение детей, общий успех прогулки во многом зависит от соблюдения определенных правил:

ü в черте города и на шоссе дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения; а на лугу, лесной дороге и т.д. идут свободно, группируясь по своему желанию;

ü менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекается, идут впереди; труднопроходимые участки (густой кустарник, низко расположенные ветки деревьев) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает, об опасности (скрытые препятствия, возможный удар веткой);

ü взрослые идут так, чтобы всех детей держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал к остановке (например, свисток), по которому они должны быстро собираться;

ü на месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), чтобы проверить их самочувствие, настроение;

ü дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых. Нельзя без разрешения выходить за ограничительные ориентиры, срывать растения, ягоды, грибы; всегда следует помнить о тех, кто рядом, оказывать в случае необходимости помощь, сообщать обо всех непредвиденных обстоятельствах.

Чтобы создать у детей радостное ожидание предстоящего похода – они обязательно должны участвовать в сборах.

Чаще всего детей утомляет однообразие и монотонность движений. Чтобы этого избежать, следует периодически менять способы передвижения. Например, предложить сбежать с горки, по узкой тропинке проскакать на одной ножке, несколько раз перепрыгнуть встретившийся на пути ручеек, часть пути пройти быстрее или, наоборот, замедлить движение. Более выносливым детям можно предложить пробежать вперед до условного места и там подождать остальных. Это приучает их к самостоятельности, дает выход активности, проявлению двигательных способностей.

Снять утомление можно следующим образом: предложите детям остановиться и сделать несколько поворотов на месте или на ходу, продвигаясь то одним, то другим боком с поворотами на 180° и 360°; выполнить на месте несколько вращений головой вправо-вверх, влево-вверх, наклонить голову вперед, назад и т.д.

Кратковременный отдых по дороге к стоянке устраивается через каждые 15-20 мин движения. Если есть возможность, дети присаживаются на бревна, пни, прислоняются к деревьям. В отдельных случаях выбирается сухое место, расстилаются коврики, дети садятся и отдыхают 3-5 мин. В это же время проводятся кратковременные наблюдения.

Для привала летом выбирается тенистое место с хорошим обзором, в холодное время года – защищенное от ветра и освещаемое солнцем. Дети снимают рюкзаки, складывают их в одном месте, едят по желанию яблоко, бутерброд.

Чем больше свободы в движениях и поведении мы предоставим детям, тем ярче будут их впечатления, тем больше пользы принесет им путешествие.

        Нельзя быть настоящим хозяином не Земле без любви к природе. Одной из задач прогулок – походов является воспитание бережного отношения к окружающей среде. В местах   походов необходимо подчеркнуто относиться к каждой травке, цветку, кустику; привлекать детей к участию в практических делах по охране природы. Дети постепенно постигнут истину – там, где побывал человек, должна оставаться чистота.

          Каждый выход на природу необходимо увязывать с разными видами деятельности. Принесенные из похода дары природы дети могут использовать на занятиях по развитию речи, в театрализованных представлениях, в рисовании, аппликации, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

            Необходима оценка результативности каждой прогулки – похода – это поможет увидеть все плюсы и минусы организации путешествий в природу в целом и способствовать их совершенствованию.

          Что принять за критерии оценки? Настроение и самочувствие детей, а так же то, с какими впечатлениями дети вернулись из похода. Если они обсуждают увиденное, рассказывают о нем, сохраняют принесенные дары, значит, поход был удачным.

       Самостоятельные игры детей – один из самых главных показателей яркости их впечатлений. Необходимо не только заметить эти впечатления, но и закрепить их, развить.

           

Литература:

Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учеб. для учащихся пед. училищ. – М., 1973.

Глазырина Л.Д. Путешествие малышей со взрослыми по природе. – Минск, 1996.

Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

Комментарии (0)Просмотров (180)


Зарегистрированный
Анонимно