Создать сайт
Понравился? Нажмите -
@ADVMAKER@

Родительское собрание на тему:

28.01.2012

«Игра в жизни младшего дошкольника»

 

План подготовки к проведению собрания

 

1) Опрос – беседа.

2) Подготовка педагогов к выступлению на собрании.

3) Оформление стенда на тему: «Дети и игра».

4) Составление буклета на тему: «Развивающая среда в квартире».

5) Выставка игрушек по возрастным особенностям детей 3-4 лет.

 

Текст выступления

 

Всем известно, что игра - это основной вид деятельности малыша. Так чем же для ребенка является игра? Нам хотелось бы узнать Ваше мнение и чтобы Вы по возможности поделились своим опытом воспитания детей в игре. Просим Вас рассказать о том:

• Как Вы играете с ребенком?

• В какие игры?

• Даете ли Вы советы своему ребенку в ходе игры?

• Что Вас побуждает играть вместе с ребенком?

• Что дает игровое общение Вам и Вашему малышу?

• Чем Вы руководствуетесь, покупая малышу новую игрушку?

• Как Вы покупаете игрушку и преподносите её малышу?

• Где и как приучаете их хранить?

Спасибо за ответы!

 

А теперь поиграем с вами в игру – разминку «Продолжи фразу».

• Когда мой ребенок играет один, то …

• Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем - то занят (а), то …

• Ребенок любит играть с отцом, когда …

• Чаще всего мой ребенок играет …

• Любимая игра моего ребенка – это …

 

А сейчас я предлагаю вам необычное задание. Вспомните Ваши семейные вечера и дайте им оценку. Цель этого самоанализа помочь разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить нервных срывов, агрессивности у детей.

И так, если Вы поступаете так, как сказано, то выставляете на стол квадрат, если не всегда - круг, никогда так не поступаете – треугольник.

 

1. Каждый вечер уделяю ребенку время для беседы, игры, рассказав о своем детстве.

2. Рассказываю сказки на ночь, говорю о том, какой у меня добрый, умный, вежливый, храбрый сын (дочь).

3. Вместе с ребенком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их.

4. Ребенок не смотрит со взрослыми телепередачи для взрослых.

5. Перед сном совершаем прогулки с детьми.

6. Не рассказываем на ночь страшных историй.

7. Ребенок никогда не ложится спать не «прощенным».

8. Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.

9. Укладываем ребенка в одно и то же время.

С каким из пунктов Вы не согласны? Посмотрите на фишки: если первые три пункта говорят о вашей любви, взаимоотношениях с ребенком, то последующие - о Вашей заботе по созданию комфортных условий для его здоровья и нервной системы.

 

Педагогическая ситуация.

 

Пятилетняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире (в комнате). Однажды мама потребовала у Тани собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить их в ящик. Таня отказывалась делать это, мать настаивала на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей делать это. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: «ладно, Танечка, на этот раз простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть. Кто поступил правильно, кто допустил ошибки, и какие?

 

А сейчас «острое блюдо». На наших «перчиках» вопросы. Если Вам достался «перчик» с вопросом, который Вам не нравится, можете передать его дальше по кругу. (После каждого ответа желающие дополняют выступающего, высказывают свое мнение). Представим, что нам поручили составить свод правил, каждое из которых начиналось бы со слова «нельзя» (каждая мама записывает правило в альбом и передает по кругу, после чего ведущий зачитывает их).

 

Значение игры и подбор игрушек для детей.

 

Игра - это основной вид деятельности малыша. Так чем же для ребенка является игра? Всем ясно, что знакомство ребенка с миром происходит через игру. Через игру малыш постепенно познает мир вещей, мир природы, мир взаимоотношений и самого себя. Через игру ребенок учится тому, что есть этот мир и человек в нем. А это предопределяет серьезные отношения в игре и игрушке со стороны нас - взрослых. Чем же здесь могут помочь взрослые? Прежде всего, принять участие игре, беря на себя определенные роли. Но что интересно, дети не любят выполнять роли детей. Кому интересно играть самого себя? Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хоть понарошку, но стать хоть на время взрослым. Так что если уж «дочки - матери» - так пусть дочка исполняет роль мамы. А маме придется изображать роль дочки. Зато как это смешно и весело! Включаться в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться в ходе игры, что он должен делать. Лучше всего, если ребенок уже начал играть, а взрослый присоединиться к нему уже войдя в образ. Включаясь в игры ребенка в разных ролях, взрослый будет содействовать тому, что и сам научиться брать для себя разнообразные роли, что благотворно влияет на игры, на умственное развитие малыша. Найти для своего ребенка подходящих партнеров в игре - одна из задач, которой могут воспользоваться родители. Даже если 2-3 детей затеяли игру, вряд ли они могут войти в долговременный контакт, построить и завести замысел игры - ведь сверстники имеют встречный замысел, а договориться и согласовывать свои действия трёхлеткам ещё не под силу. Научить детей объединятся в совместной игре – еще одна задача взрослого. А решить её можно известным нам способом - принять участие в игре, выступив в определенной роли. Играя, ребенок может фантазировать домысливать, комбинировать, придумывать новое. С расширением кругозора ребенка обогащается и содержание его игр, развивается речь, сюжет игры, высказывание по ходу игры.

 

Игры детей в группе

 

Сначала намечаем занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний об окружающем для дальнейшего отражения в играх. Например, познакомили детей с трудом взрослых (продавца, шофера, повара, медсестры), при этом обращая внимание на трудовые действия: шофер управляет машиной, ухаживает за ней; продавец взвешивает и отпускает товар. Потом начинаем сам процесс игры. Например, игра «Автобус». Вначале обсуждаем, о чем может быть игра. Строим из стульчиков автобус. На начальном этапе воспитатель берет на себя роль шофера, дети - пассажиров. Воспитатель объявляет остановки «Одежда», «Овощи», «Мебель», «Посуда». Ребенок, который рассказывает, что можно купить в магазине на этой остановке выходит. Поиграв, дети играют самостоятельно, строят автобус сами; договариваются, какие игрушки могут понадобиться для игры, кто какую роль будет выполнять, звонят в магазин, поликлинику. На начальном этапе предлагаем игрушки бытового назначения - посуду, овощи мебель, одежду. К одному и тому же сюжету возвращаемся несколько раз. Это дает возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель, животные), учить самостоятельно развивать сюжет.

 

Сюжетно - ролевая игра «Овощи».

 

В магазине продается морковь, картофель, помидоры, огурцы. Воспитатель в роли продавца учит детей - покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста», уточняя названия овощей, обобщает понятие «овощи». При повторении игры обращает внимание на то, что дети покупают только морковь, а её осталось мало. Спрашивает: «Какие ещё овощи есть в магазине? Можно ли купить огурцы, картофель, лук?» А за морковкой нужно ехать на склад. Для этого нужно позвонить и заказать нужный товар.

Вот так, участвуя в игре, воспитатель направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и побуждает к высказыванию. В результате этого расширяется словарь, обогащается представление об окружающей действительности, появляется интерес к игровой деятельности, дети действуют более согласовано, осмысленно, выполняют правила, игровые действия стали сопровождаться речью не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.

 

А теперь мы поговорим о том, что такое игрушка.

 

Народная поговорка гласит: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Справедливо ли это? Так ли нам, взрослым, безразлично, чем будет играть наш малыш? (Ответы родителей).

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он… (ответы родителей).

Какими же качествами должен обладать предмет, чтобы ребенок не только захотел, взять его в руки, но и сделать участником своих игр?

• Привлекательностью.

• Доступностью для овладения (совершать с ним желаемые действия, удержать в руках.)

• Не восприниматься в данный момент как «серьезная вещь».

• Подходить по возрасту. 

Для сюжетно - ролевой игры или игр в куклы необходимы куклы разных размеров, сгибаемые, разных полов, с разнообразными лицами: грустными, веселыми, добрыми, доверчивыми. Для кукол - посуда, мебель, одежда. Они помогут детям познакомиться с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими его потребности. Одежда куклы поможет полнее рассказать о жизни людей в разное время года, кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах поведения за столом. Мебель - кроватки, шкафчики, стульчики, познакомят детей с культурой жизни и быта.

Для развития строительно-конструктивной деятельности необходимы наборы различных строительных материалов, лучше, если деревянные, т. к. дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами.

Для строительства необходимы игрушки, « заселяющие» постройки (сказочные персонажи, домашние и дикие животные, солдатики, машинки). 

Так же важно учитывать для процесса игры подбор игрушек. Ребёнку нужны куклы, мишки, зайки и др. зверушки. Они заменители людей, партнеры по игре. К ним и требования нужно применять такие, как к людям - прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными, умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с др. игрушками - мебелью, посудой, машинами. Здесь на первый план выступает функциональность, возможность использования игровых действий, т.е. имеет значение размер (стульчики и стол такие, чтобы на них можно было усадить кукол пить чай); наличие работающих деталей (открывающихся дверей, поворачивающих колёс), материал, чем прочнее, тем лучше. Что касается внешнего сходства - то главное, чтобы предмет был узнаваем, ни к чему изобилие внешних мелких деталей, которые кажутся столь привлекательными. Важен и подбор игрушек, обеспечивающий возможность проводить игру по определенному сюжету (семья, доктор).

Определенный набор игрушек сам подсказывает ребенку сюжет, направляет содержание игры. Но для умственного развития ребенка пальма первенства принадлежит неоформленному игровому материалу. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку - вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления и воображения. А это значит, что, помогая ребенку организовать игру, следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов - заместителей, на первых порах подсказывать возможные варианты, специально вводить ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребенка. При покупке важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и её педагогической ценностью. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку дороже, чем игрушка, т. к. коробку можно использовать как комнату, пароход, машину.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны образные (изображающие людей и животных) предметы домашнего обихода ( посуда, мебель), моторные, двигательные, конструктивные, строительные – обучающие (матрешки, башенки, мозаика). Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры малыша.

И о главном правиле: прежде чем ребенку дать игрушку, надо взрослому ознакомить ребенка с ней и игрой (как называется, что умеет делать, как с ней играть, чему можно научить и т. д.). Обучая не только играть, но и сохранять игрушку в порядке.

 

В последующей работе с родителями предложить консультации: «Как нужно выбирать игрушку», «Игрушка и Ваш ребенок».

Комментарии (0)Просмотров (1370)


Зарегистрированный
Анонимно